рус | укр

Качество и долговечность садовой дорожки определяются не только материалами, из которых она сделана, но и правильным устройством дорожного «корыта».

Перед мощением или засыпкой необходимо провести земляные работы — вырыть «корыто» под дорожки согласно рассчитанной толщине и сделать дренирующее основание дорожки — это самая важная часть мощения, обеспечивающая отвод избыточной воды в нижние слои почвы. Особое значение дренирование приобретает на тяжелых глинистых почвах, слабо пропускающих воду. Такие почвы осенью насыщены водой, замерзание которой зимой приводит к значительному расширению объема грунта (пучению), приводящее к повреждению мощения. Кроме того, основание мощения должно быть таким, чтобы плитка или камень со временем не продавливались и не проседали в грунт. Чем выше нагрузка на мощение, тем толще должен быть слой основания. Если для пешеходных дорожек достаточно основания толщиной 15—20 см, то для проезда легковых машин необходимо предусмотреть основание не менее 30—50 см. Основание обычно составляется из 9 частей гравия и одной части песка, хотя могут существовать вариации для разных типов подстилающих пород.

Надо добиться того, чтобы плоскость дорожки находилась вровень или чуть выше поверхности газона. При хорошем дренировании участка вода, собирающаяся при ливнях, не будет застаиваться ни на самих дорожках, ни на граничащем газоне. Правильно подготовленное основание дорожки — условие ее качества и долговечности.

Полезно применять нетканые материалы типа геотекстиля. Он был разработан в первую очередь для дорожного строительства в северных регионах, где нестабильность грунтов является одной из основных проблем. Обладая фильтрующими свойствами, геотекстиль предупреждает проседание основания в грунт и обеспечивает дополнительную устойчивость дорожного полотна к деформации за счет прочностных характеристик. Использование геотекстиля является обязательным условием при устройстве мощения. В противном случае необходимо увеличивать мощность дренирующего слоя против указанных ранее значений в 1,5—2 раза и предусматривать укладку основания по типу слоеного пирога.

Для отвода воды при укладке плитки необходимо закладывать два типа уклонов: продольный и поперечный. Поперечный уклон составляет 2—3 см на погонный метр ширины дорожки от продольной оси к одному или обоим краям дорожки. Продольный уклон составляет 3—6 см на 1 м, по нему вода уходит от дома и с участка в более низкие места. Важно, что уклоны нужно закладывать еще на стадии создания дорожного корыта! Дно корыта должно быть плотно утрамбовано, что послужит залогом успеха строительства хорошей дорожки.

После трамбовки на дно корыта кладут геотекстиль, на него слой гравия толщиной 5-10 см (на глинах и суглинках - 10 см, на супесях и песках — 5 см), далее насыпают песок — 10 см на тяжелых глинистых почвах и суглинках, 5 см — на песчаных. Каждый слой тщательно трамбуют с соблюдением заложенных уклонов.

При мощении дорожки используется песок с зернистостью до 7 мм, который служит основанием для камня или плитки. Слой песчаного основания должен иметь толщину 5—7 см и тщательно выравниваться. Мощение начинают с двух крайних рядов. Бортовые камни кладутся на цементный раствор или специальный бордюр с уступом для камня. Зазоры между камнями должны составлять, как минимум, 2—3 мм. Они заполняются чистым песком зернистостью до 5 мм или сухой смесью, трамбуются, вновь заполняются песком или смесью и проливаются водой.

Если же для мощения используется клинкерный кирпич, его лучше укладывать по слою гальки или щебня на раствор толщиной 2—2,5 см. Щели между кирпичами заполняются песчано-цементной смесью в пропорции 1:4. Щелевой клинкерный кирпич, пригодный для создания газонных дорожек и площадок, укладывается на основание из песчано-гравийной подушки, обеспечивающей дренаж. В щели засыпается плодородная почва, которая затем засевается травой.

Для мощения дорожки спилами из торцов бревен и чурбаков канава, имеющая глубину 25—30 см, заполняется крупнозернистым песком слоями по 5—6 см, которые проливаются водой и тщательно трамбуются. Спилы (высотой 8—10 см) укладываются на песчаное основание и плотно подгоняются друг к другу. В зазоры между крупными шашками «втискивают» более мелкие. Оставшиеся зазоры заполняются гравием. При мощении такой дорожки обязательно делается бордюр, а шашки из бревен, даже если они из дуба или лиственницы, необходимо защитить от гниения пропиткой.

Тротуарную плитку рекомендуют укладывать на сухую смесь (речной песок и цемент в соотношении 1:6—1:3) по песчано-гравийной подушке: первый слой — речной песок (2—5 см); второй слой — мелкий гравий (2 см); третий слой — речной песок (2-5 см). После укладки швы увлажняются водой.