рус | укр

Освещение должно придавать саду волнующую красоту. Если света недостаточно или чрезмерно много, оно станет безвкусным и резким. Обычно неудачный вариант освещения сада только ухудшает картину, заметно искажая пейзаж и утомляя зрение. Чтобы этого не происходило, следует придерживаться определенных правил и приемов.

Для создания целостной картины сада желательно использовать светильники с одинаковыми по цвету источниками света. Ведь на стыках использования светильников с теплыми и холодными тонами человек обычно испытывает психологический дискомфорт. Снизить общий контраст освещения можно за счет применения большего количества ламп с меньшей мощностью. При этом следует остерегаться типично городских ламп (натриевых, ртутных), которые искажают цвет. И, конечно, не стоит решать все поставленные задачи, используя только один тип фонарей.

В зоне декоративного освещения нужно стремиться к созданию мягкой рассеянной картины. Даже в зонах функционального освещения следует избегать ослепляющего эффекта светильников. Например, при использовании фонарей в стиле «ретро» нужно приобретать светильники высотой не менее трех метров с лампами средней мощности и матовыми плафонами.

При выборе схемы расстановки светильников можно следовать разным стратегиям. Для парадной зоны в регулярном стиле подойдет симметричная схема расположения светильников, при которой создается ощущение покоя и равновесия. Равномерно установленные фонари в аллее обозначат и подчеркнут этот эффектный прием планировки.И, конечно, задавая с помощью светильников определенный ритм, можно объединить разрозненные элементы сада в единую картину. Если освещаемый участок сада выполнен в ландшафтном стиле, то асимметричным освещением можно усилить ощущение движения и постоянной смены впечатлений.

А еще при помощи света легко подправить дневной пейзаж, который в чем-то не устраивает хозяев. Оставив темными одни объекты и осветив другие, можно создать гармоничную вечернюю картину сада и даже скрыть нависающие над забором соседские постройки.

И, конечно, надо позаботиться о том, чтобы включать каждую группу светильников было удобно, чтобы электровыключатель всегда был под рукой. Например, если участок на склоне, то освещение дорожек и ступеней лучше включать из дома или от входа на участок. Приехав вечером на дачу, вам не придется карабкаться по ступеням впотьмах, достаточно будет повернуть выключатель у калитки. Выключатель, установленный в доме, также удобен, предположим, вам необходимо пройти по саду или встретить гостей после захода солнца. А вот подсветку пруда или цветника в зоне отдыха лучше включать из беседки или павильона, расположенного неподалеку.

Вот наиболее распространенные эффекты подсветки, которые ландшафтные дизайнеры позаимствовали у театральных художников.

Заливающее освещение. Оно используется для создания равномерной световой среды, поэтому используется в местах скопления людей — на парковке для автомобилей, на спортивной и детской площадке и в других местах. Обычно заливающее освещение визуально уменьшает пространство, поэтому на небольших участках (до 10 соток) им практически не пользуются. При создании равномерного освещения светильники устанавливают на высоте от 2 до 8 м на опорах или крепят к дому. При этом очень важно соблюдать нормы освещенности и избегать эффекта ослепления. Желательно использовать светильники с матовыми плафонами или рефракторами.

Фронтальная подсветка. Это когда потоки света, льющиеся спереди на объект, в равной степени освещают все его элементы. При этом падающие тени остаются вне поля зрения, а собственных теней мало. От этого объект или пространство кажутся довольно плоскими и перегруженными деталями, которые скорее представляются недостатками, чем достоинствами. Чтобы не испортить световой картины, этот эффект в саду нужно применять очень осторожно.

подсветка сверхуПодсветка сверху. Характер бликов, образующихся при таком расположении светильников, близок к естественному освещению, но гораздо сильней по интенсивности. Поскольку в поле действия попадает поверхность земли, то обычно в целом складывается баланс между светом и темнотой, царящей на прилегающей территории.

Подсветка снизу. Некоторые объекты способны привлечь внимание своими броскими качествами только в потоках света, направленного снизу. Такой «противоестественный» свет позволяет выявить то, что малозаметно или даже совсем невидимо днем. Ночью при такой подсветке необычно выглядят пестролистные, желтолистные, пурпурнолистные деревья и кустарники. Листья приобретают сочность окраски и прозрачность, даже становятся различимы узоры из прожилок.

Контурная или силуэтная подсветка (контровой свет). Поток света направляют на объект сзади и снизу, поэтому смотрящий видит лишь его графическое изображение. Темный контур выделяется на освещенном фоне, и при этом цвет и фактура, например зелени, становятся неразличимы. Эффект контрового освещения бывает востребован при демонстрации растений с необычным габитусом (ель змеевидная, лещина Канторта, ива Матсудана и др.). При этом сам источник света обязательно нужно скрыть.

Боковая подсветка по касательной. Поток света направляют на объект с бокового направления по касательной. При этом образуется выразительная светотень. Чередование освещенных и неосвещенных участков дает представление о глубине пространства и протяженности объекта. Таким скользящим светом пользуются при освещении стриженых живых изгородей, вытянутых композиций из растений, групповых посадок хвойных с четкими геометрическими формами (шаровидными, пирамидальными, колонновидными и др.).

Пересекающийся светПересекающийся свет. Объект освещают с двух сторон. При этом выявляются не только особенности освещаемой композиции на переднем плане, но она в целом смягчается. Этот эффект в саду может быть очень привлекательным.

Затенение. В отличие от фронтальной подсветки, которую тоже выполняют установкой света перед объектом, затенение достигается за счет определения правильного расстояния и высоты размещения осветительной аппаратуры. Чтобы получить нужную степень затенения, перед монтажом оборудования необходимо проводить дополнительную настройку используемых осветительных приборов.