рус | укр

Сады древнего РимаЛианы с давних времен привлекают внимание человека. Впервые они упоминаются в описании садов и парков Древнего Египта, сделанном 5000 лет тому назад. Применение лиан в вертикальном озеленении, как и все декоративное садоводство, берет свое начало с хозяйственного использования растений. По всей вероятности виноградная лоза и была той первой лианой, которую стали целенаправленно выращивать люди, получая от этого двойную пользу – более качественные грозди и место отдыха под сенью листвы. Из сохранившихся древних источников известно, что виноград рос в садах Персии, Греции и Римской империи. К 12 веку в странах Востока уже были широко распространены виноградники, о которых упоминал в записях о своем путешествии Марко Поло. Чудесные орнаменты из виноградной лозы, созданные зодчими Древней Руси на Георгиевском соборе, дают основание полагать, что к этому времени растение было уже известно и на Руси. В 17 веке в Измайлово был создан «виноградный сад», в котором, судя по сохранившимся планам, беседки были увиты виноградной лозой. Виноград быстро распространился по всей Европе, вплоть до Балтийского моря. Уже в средние века виноградную лозу можно было встретить не только на виноградниках, но и на фасадах домов, в садах горожан и крестьян. Но не только виноград привлек внимание людей. В поле зрения их интересов попали и другие вьющиеся растения, однако всегда на первом плане стояло утилитарное их использование.

Озеленение в 19 векеС развитием цивилизации появились опорные конструкции, поддерживающие нуждающиеся в этом растения. Ими стали беседки, крытые аллеи, шпалеры, арки, перголы, ограды и т.д. Абсолютно точно известно, что первым образчиком сложного опорного устройства для лиан была беседка. Именно ее использовали при выращивании винограда уже в Древнем Египте, о чем свидетельствуют рисунки, оставшиеся с тех времен. Под пологом плетистых роз располагались царские покои ассирийской царицы Семирамиды. Под сводами беседок, увитых плющом и виноградом, обретали особую ясность ума философы Эллады. Такими же лианами древние греки украшали стены своих храмов и жертвенников. Римляне виноградом и плющом оплетали беседки, которые устанавливали в больших садах на пересечении аллей. В маленьких двориках вьющимися растениями декорировались стены домов, что создавало иллюзию пространства. Для защиты от солнца дороги превращали в крытые аллеи, высаживая вдоль них виноград и плетистые розы.

Изображения беседок, увитых виноградом и другими растениями, дошли до нас из стран Ближнего Востока и Вавилонии. Беседки, служившие местом отдыха, раздумий и созерцания, игр и свиданий, музыкальных упражнений, нашли себе место в садах Франции, Китая, России и других стран Старого и Нового света. Их возводили, как правило, в укромных уголках аллей или на их пересечении либо в местах, где открывались хорошие точки обзора. Являясь неотъемлемой частью светской жизни, беседки разных эпох значительно различались. В средние века они представляли собой сооружения с ажурной крышей, которую поддерживали столбы или опоры. Вокруг беседки высаживали жимолости и розы. С приходом Ренессанса беседки строили как открытые или закрытые помещения из дерева, кирпича или камня, декорируя их лианами. Но предпочтение отдавалось сводчатым аллеям – этаким сумрачным лабиринтам, сплошь увитым зеленью. В эпоху барокко, пришедшему на смену Ренессансу, беседки создавались из подстриженных деревьев и кустарников, а вьющимися растениями прикрывали стены домов. В период сменившего его рококо с помощью лиан создавались настоящие зеленые кабинеты и залы.

Вертикальное озеленениеСо второй половины 17 века в парковую архитектуру пришел классицизм с его симметрией и геометрической планировкой. Но в это же время появились и так называемые сентиментальные сады. В них возводились сооружения, связанные с античной мифологией, строились сельские домики, китайские павильончики. Все утопало в зелени вьющихся растений. Постепенно сентиментальные сады преобразуются в романтико-ландшафтные, где господствуют большие беседки и оранжереи, в которых выращивают редкие растения – гордость хозяев. Создаются композиции, напоминающие естественные ландшафты. А личная жизнь укрывается от любопытных глаз стеной из жимолости и плетистых роз. Появившийся в 19 и 20 веках стиль модерн принес с собой настоящий лиановый бум, который кончился с началом первой мировой войны. Позже вьющиеся растения стали считаться ненужной деталью, нарушающей строгий облик новой архитектуры. И лишь угроза урбанизации заставила вновь вспомнить о них. Ведь только лианы могут расти там, где посадить дерево или кустарник невозможно из-за очень ограниченного пространства. Уходили эпохи, менялись вкусы людей, совершенствовались конструкции, поддерживающие растения, и сам строительный материал, но лианы – верные спутники человека и в наши дни, как и много веков назад, преображая не всегда радостную окружающую среду, воздействуют на чувства человека, давая повод для раздумий, философских размышлений и поэтических мечтаний.